Летние каникулы — это три чудеснейших месяца, которые можно провести, как захочешь: встречаться с друзьями, читать любимые книги, путешествовать. В Детской школе искусств п.Хвойная у обучающихся художественного отделения летние каникулы начинаются с пленэра.
Пленэр (учебная практика) — часть процесса обучения в школе искусств, которая является продолжением классных учебных заданий по рисунку, живописи и композиции. В этом году пленэр проходил в период с 5 по 20 июня, участие приняли 18 ребят в возрасте от 10 до 17 лет.
В начале летней практики проводится вводная беседа. Содержание вводной беседы — это цели и задачи практики, перечисление тем и заданий, способы их выполнения, необходимые для работы материалы и оборудования, а также проведение инструктажей по технике безопасности. Вводная беседа знакомит учащихся с распорядком занятий. Преподаватели устанавливают время начала и окончания рабочего дня, часы проверки сделанного за день. Намечаются сроки просмотров работ по темам, а также заключительного просмотра.
Летняя практика как правило дает хорошие результаты при условии продуманной организации — для начала практики следует наметить места для предстоящей работы, выбрать участки с богатой растительностью, мотивы пейзажа, возможные объекты для зарисовок.
Первое занятие — зарисовки растений, цветов, деревьев твердыми материалами (простой карандаш, уголь). Несмотря на холод, дождь и обилие комаров, ребятам удалось справиться с заданием на «отлично»! Зарисовки на открытом воздухе существенно отличаются по условиям работ от занятий в учебных аудиториях.
Всё это требует применения иных способов работы. Ограничиваются сроки выполнения заданий. Длительный рисунок или живописный этюд завершается за 4-6 часов. Главное место отводится краткосрочным графическим живописным зарисовкам, быстрым наброскам. Наряду с привычными материалами и техниками осваиваются новые средства выражения. Использование разнообразных графических и живописных материалов, технических приёмов повышает профессиональное мастерство.
Ежедневная проверка зарисовок, внимательный разбор рисунков и этюдов, сравнение, показ во время консультаций работ из методического фонда и репродукции способствует успешному решению учебных задач, овладению профессиональными навыками. А по окончании пленэра на итоговом просмотре выводится общая оценка за летнюю практику.
В прошлом году пленэр проходил только на территории п.Хвойная, в этом же году было принято решение организовать несколько выездных мероприятий. Так, благодаря сотрудничеству с ФОК «Хвойная» (руководитель – Николаев Роман), на комфортабельном автобусе удалось совершить три крупных выезда за пределы хвойнинского округа.
Первый выезд — посещение зоопарка «Аленушка» в Окуловском районе.
Первым делом ребята, выслушав все инструкции, с любопытством рассмотрели и покормили кроликов. Пумы, гиены, тигры, львы, пантера, рыси, альпаки, верблюды, белый и черный волки, а также бурый медвежонок не оставили никого равнодушным. Все получили массу положительных эмоций от посещения зоопарка.
Также учащиеся Детской школы искусств посетили традиционно-бытовой музей «Истоки» в п. Шахтерский Боровичского района с целью изучения народного крестьянского быта, обычаев, традиций и костюмов. Нашу группу радушно встретили супруги Николай Георгиевич и Любовь Васильевна Алексеевы. Любовь Васильевна, используя пословицы, поговорки и затейливые фольклорные элементы в своем рассказе, познакомила ребят с предметами народного обихода, картинами, различными проявления народного искусства. Основная экспозиция музея знакомит с бытом крестьянской русской семьи, интерьером избы, одеждой, инструментами, предметами быта. Далее учащиеся отправились на пленэр. Ребята рисовали акварельные пейзажи «голубого озера» — красивые виды, прекрасная погода способствовали творческому вдохновению для создания этюдов. Вторая часть экскурсии проходила в выставочном зале, который построил Николай Георгиевич. Экспозиция состояла из картин, написанных Николаем Георгиевичем под впечатлением от экспедиций поискового клуба «Сокол», которым он руководил много лет. Николай Георгиевич рассказал о работе поискового клуба «Сокол», о необыкновенных событиях и находках экспедиций. Экскурсия получилась интересной и познавательной. Ребята пополнили багаж своих знаний о культуре и быте русского крестьянского народа, о работе поискового клуба «Сокол».
В финальный день учебной практики посетили г.Боровичи, где первую половину дня посвятили рисованию возле пешеходного моста Белелюбского через реку Мста, а затем отправились в бассейн ФОКа «Олимп».
И, конечно же, по старой доброй традиции состоялся поход, а точнее велопоход, на Солдатскую поляну. Место, куда ребята быстро приехали, оказалось хорошим для отдыха: здесь было всё приготовлено для костра (к сожалению, в этом году его не разжигали из-за введенных ограничений), стоит стол с навесом и лавочки, а самое главное — много открытого места для игр. Весело поиграли в игры, порисовали, пока старшие ребята накрывали стол. Как вкусно обедать на природе! Этот обед не такой, как дома: свежий воздух, хвойный аромат, птички, весело щебечущие свои задорные песни, делают его неповторимым. После сытного обеда ребята навели порядок и отправились обратно. Время пролетело незаметно, но обучающиеся его провели отлично и с пользой для здоровья. А главное – все вместе!
Итоги работы показали, что применяемые методы организации учебного процесса в условиях пленэра самым положительным образом отражаются как на качестве исполнения работ обучающимися художественного отделения Детской школы искусств, так и на их отношении к занятиям и мероприятиям пленэрной практики.